Биография: Мило Манара родился в 1945 году в Лузоне, небольшом итальянском городке неподалеку от австрийской границы. Художником он мечтал стать с детства, но прокормить его традиционная живопись не могла. Манара становится ассистентом скульптора, работая в Малаге у испанского ваятеля Беррокала. Оттуда он выносит безупречное знание человеческого тела и идеальное владение академическим рисунком: любимым живописцем Манара всегда оставался Рафаель. Не находя себе места в мире креативной деструкции, художник западает на эротический комикс и в течение нескольких лет зарабатывает на хлеб, работая вместе со сценаристом Франческо Рубино над сериалом "Иоланда" - о приключениях женщины-пирата - не гнушаясь категории "порно". Всего увидели свет 24 выпуска, параллельно продублированных в виде мультфильма. В то же время, захваченный романтикой левого радикализма конца 60-ых, Манара выступает с публикациями маоистского свойства на страницах итальянского журнала "Террор". Почти все заработанные деньги, не считая вина и вереницы женщин, художник тратит на изучение архитектуры в венецианском университете. Коммерческий потенциал эротической составляющей отнюдь не уводит Манара в сторону от сокровищницы мировой культуры. В 1976 году появляется альбом "Обезьяний король" - комикс-адаптация знаменитого китайского романа XV века, осуществленная Манара совместно с писателем Сильверио Пизу. Французское издание этого альбома принесло художнику большую известность. После этого для издательства "Лярус" Манара в 1976-1978 годах иллюстрирует пять эпизодов "Истории Франции в рисунках", а в1979 создает комикс-версии двух историй из цикла "Всемирные открытия". В том же ключе он работает над сборником "история Китая" и первым томом "История Италии" (издание Мандрадори, 1978). Эти работы - лишнее напоминание об ошибочности обывательских представлений, отводящих комиксу место где-то между pulp и детской мультипликацией. В 1978-80 годах Манара создает грандиозный комикс-роман "Большое приключение", который приносит ему уже всемирную славу. Следующий альбом Манара "Деклик" экранизирует известный режиссер Боб Рафелсон ("Почтальон звонит дважды"); у художника завязывается дружба с Федерико Феллини. Внимание киномэтра Манара привлек своей фантазией, тягой к изменению реальности, эротическим артистизмом и, наконец, общей легкостью, непринужденностью творчества. Как известно некоторые замыслы Феллини так и не были осуществлены (важнейшие эпизоды из едва намеченных фильмов он безжалостно растаскивал по другим картинам) и, чтобы хоть в какой-то форме донести до аудитории свои невоплощенные идеи, Феллини доверяет Манара их материализацию в форме комиксов. Крупнейшие нереализованные фильмы режиссера - "Путешествие в Тулум" (почти документальный рассказ о поездке создателя "Ночей Киберии" в Мексику к Кастанеде - событии, после которого человечество впервые убедилось, что автор "Дона Хуана" существует в реальности) и "Путешествие Масторны" отныне и навеки останутся в истории культуры в обличии комиксов Мило Мнанара. "Внешний обман - это не настоящий обман, а только видимость, которой я обманываюсь". Написал в предисловии к сборнику своих комиксов "Trompeuse Apparence" Мило Манара, полагающий, что в его работах "больше сомнений, чем известности". Это признание весьма неожиданно для художника, которого многие называют порнографом - он признает, что проповедует обнажение фантазий, и тут же рекомендует "обзавестись сомневающимся другом, поскольку тот не попадается так легко в силки иллюзий". Манара едва ли обращал эти слова к своему читателю: по ландшафту фантазий и кажущихся миров путешествует, как первопроходец сам художник, отчего ему нужен осмотрительный спутник, который не даст увязнуть в трясинах самоудовлетворяющих видений. Такового Манара с легкостью находит для своих персонажей, но почти никогда - себе. Одно из немногих исключений - автобиографический роман "Большое приключение", где вакантную должность наставника и поводыря занимает Хьюго Пратт. Существенно, что Пратт фигурирует в работе, посвященной растаявшей иллюзии, отчего присутствие персонажа, несущего сомнение и осмотрительность, подчеркивает, что без него одинокий автор набил немало шишек. Желая, как бы, переиграть случившееся, Манара возвращается к уже пройденной истории.
|